Классы обслуживания в самолётах отличаются в первую очередь уровнем комфорта и ассортиментом услуг в воздухе и в аэропорте.
К классам обслуживания относятся:
- первый класс (на межконтинентальных рейсах);
- бизнес-класс;
- экономический класс;
- некоторые авиакомпании ввели ещё «премиум-эконом» или «улучшенный эконом» — это что-то среднее между экономическим и бизнес-классом.
Первый класс
Самый дорогой и шикарный класс обслуживания. Билет в первый класс может стоить в несколько раз дороже билета в эконом. Обычно такие билеты предлагаются для трансконтинентальных рейсов: эти перелёты особенно долгие, и многие хотят провести их с комфортом.
Преимуществами первого класса можно пользоваться ещё до вылета:
- для первого класса есть отдельная стойка регистрации, отдельные секции для паспортного и таможенного контроля;
- норма провоза багажа повышена;
- ждать посадку можно в специальном комфортабельном помещении со всеми удобствами: баром, спа или даже массажным салоном;
- к самолёту пассажиров первого класса везут отдельно от всех, часто на премиум-машинах.
Полёт можно провести на ортопедических креслах-кроватях, которые иногда бывают с массажной системой и подогревом. У некоторых авиакомпаний, например, Emirates для пассажиров первого класса есть персональные каюты с кроватью, туалетным столиком, зеркалом и личным минибаром. В салоне может быть даже душевая кабина.
Питание для пассажиров первого класса подаётся по специальному ресторанному меню, а напитки, в том числе и алкогольные, включены в стоимость.
Чтобы долгий перелёт прошел легче, каждый пассажир может использовать личную развлекательную систему — поиграть в видеоигры или посмотреть фильм. Иногда есть доступ в интернет.
Бизнес-класс
Билет в бизнес-класс стоит обычно в два-три раза дороже, чем билет в эконом. Набор услуг может отличаться, в зависимости от авиакомпании и аэропорта, но обычно перед вылетом пассажиры бизнес-класса могут:
- зарегистрироваться на отдельной стойке регистрации;
- отметить багаж специальным стикером — с ним багаж доставят в зону получения в первую очередь;
- подождать вылет в комфортном зале ожидания;
- отправиться на посадку в последнюю очередь, иногда по отдельному трапу.
Сидения для бизнес-класса находятся в передней части самолёта (иногда на втором этаже). В этой части зона турбулентности ощущается меньше всего. Кресла здесь шире, чем в эконом-классе, а расстояния между сидениями больше.
Питание разнообразное и хорошо сервированное — посуда непластиковая.
Когда самолёт приземлится, первыми выходят и получают багаж пассажиры бизнес-класса.
Эконом-класс
Эконом-класс — самые доступные и популярные билеты. Никаких дополнительных преимуществ у класса нет.
Багаж иногда не включён в стоимость билета, до самолёта пассажиров довозят на автобусе. Ограничения по весу зависят от авиакомпании. Часто билеты бывают невозвратными и необмениваемыми.
В самолёте кресла находятся в середине и хвосте. В ряду их может быть шесть или десять — это зависит от самолёта. Так как сидения стандартные, высоким людям может быть не очень комфортно. Расстояние между рядами отличается на региональных и международных рейсах — обычно не менее 74 см.
В спинки кресел встроены откидные столики, а иногда могут быть встроены и экраны. На таких экранах показывают информацию о полёте, и пассажир может посмотреть фильмы.
Для полётов дольше 1,5 часов предусмотрено питание. Обычно бывает два-три варианта блюд и напитков. Набор блюд зависит от времени суток — завтрак отличается от обеда и ужина. Раздавать еду начинают с носа самолёта.
На долгих рейсах можно попросить пледы, подушки и наушники. А при регистрации часто есть возможность самим выбрать места.
Премиум-эконом
Это промежуточный класс между бизнес-классом и экономом. Билеты стоят обычно на 20-30% дороже, чем в экономе.
Условия на борту обычно зависят от авиакомпании. Часто для пассажиров преумиум-эконома предлагаются увеличенное расстояние между креслами и дополнительные услуги — более широкое меню, ортопедические подушки или гибкая система провоза багажи.
Сидения премиум-класса находятся сразу за сидениями бизнес-класса.